Тодд Штрассер, режиссер Галина Зальцман, художник по свету Павел Бабин, художник Катя Никитина и великолепная семерка любимых молодых актеров РАМТа Максим Керин, Анна Дворжецкая, Полина Лашкевич, Георгий Гайдучик, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд, Антон Савватимов. РАМТ.
Реальная история.«Третья волна» психологический эксперимент, проведённый учителем истории Роном Джонсом над учащимися 10-го класса (то есть детям было примерно 16 лет) американской средней школы. В начале апреля 1967 года Джонс потратил неделю занятий одного из классов школы Пало-Альто на попытку осмыслить пассивное поведение немецкого народа при репрессивном национал-социализме. Установив жёсткие правила для школьников и став создателем молодёжной группировки, он, к своему удивлению, не встретил сопротивления ни учащихся, ни взрослых. На пятый день Джонс прекратил эксперимент, объяснив учащимся, как легко они поддаются манипуляциям и что их поведение в эти дни кардинально не отличается от поступков рядовых граждан нацистской Германии, которые абстрагировались от действительности и по разным, чаще личным причинам не желали видеть признавать или даже оправдывали ужасы нацизма. Про этот эксперимент снято два художественных фильма, документальный и на основе сценария одного из фильмов написана книга.
Вроде бы история очень кинематографичная и не подходит для театра, тем более для спектакля очень малой формы, но для молодых режиссеров сейчас преград нет и Галина Зальцман создает свою версию давних, но во все времена актуальных событий, на расстоянии протянутой от зрителя руки в маленьком пространстве черной комнаты РАМТа, взяв шесть основных типов личностей, от самой популярной девочки до задрота смогла показать, как достаточно стандартные, уже веками откатанные манипуляции идеями равенства одной сильной личности (лидера), над распространенными подавляемыми и скрываемыми комплексами и страхами народными массами, могут повести их по любому выбранному лидером пути. Минимализм декораций, основная играющая огромную роль практически еще одно действующее лицо деталь-постоянно присутствующая на сцене сигнальная, оградительная черно -желтая лента служит визуальным знаком для обозначения повышенной опасности места и обозначения границ, в том числе и личных границ героев, динамично меняющая длину и ширину охвата по ходу действия. Так же динамично меняется эмоциональное напряжение игры семерых актеров, от безразличной обезличенной читки текста уткнувшись в телефоны, до захлеста разрушительной волной эмоций в финале.
Итог —очередной перспективный хит РАМТа, прекрасная режиссерская, актерская работа и конечно работа декораторов, очень сложно на таком малом объеме сценической площадке создать минимумом предметов и светом функциональные, работающие в тему декорации, очень помогающие режиссеру и актерам, делающие постановку еще более интересной.
РАМТ можно поздравить с очередной удачей. Актерам отдельное поздравление, играть лицом к лицу со зрителями не прикрываясь ни декорациями, ни гримом, без единой фальшивой интонации и лишнего жеста, большой талант нужен и он у всех них в избытке. К просмотру рекомендовано всем и тема будет интересна всем, проблема что как и на все популярные постановки малых сцен театра билеты придется ловить.
(иллюстрация предоставлена автором поста).
Автор — Станислав Соколов.