Мятеж по пьесе А. Островского «Гроза. Апокриф», Школа Драматического искусства
Режиссёр Евгений Закиров. Школа Драматического искусства.
Когда режиссёры берутся ставить залупенистую классику, то должны задаваться двумя вопросами зачем мне это надо и о чем я хочу сказать. В отношении «Грозы» в постановке Евгения Закирова (Очень, очень темная материя МХТ) возникает множество вопросов по обоим пунктам, похоже он и сам не очень опеределился о чем, поэтому у спектакля два финала «в первую очередь, под словом „Апокриф“ мы имеем в виду „неканоническое прочтение канонического текста“, непривычную трактовку или трактовку, отличающуюся от общепризнанной». Любая постановка этой пьесы нашего времени всегда далека от канона, ставят часто и поэтому сложно придумать что-то еще новое.
Но практически во всех случаях (даже у самого Островского, одни сны ее уже практически порно и очень созвучны по желаниям с чайниями современных молодых девушек, только не на мерседесе, а на лодочке и тройке с мужиком кататься обжимаясь, но не с мужем) Катерина далеко не луч света в темном царстве, чаще тупая бабенка на почве сексуальной неудовлетворенности изменившая мужу и по разным, зависимым от того кто ставит, причинам не смогла удержать в себе это выдающееся достижение которое почему-то трактуют как мятеж и первым шагом на пути к свободе.
У Закирова так же тема свободы основная, но хоть чем-то оправдать поступок Катерины невозможно. Под вопросы самоидентификации, что вот мол общество давит, ее выдало замуж, а она жила в тепле любви и горя не знала с родителями, где за неё правда тоже все решали по сути таким же овощем была, а тут мол протест и самоидентификация вылилась в трах с заезжим чуваком что вот в бабе такой потенциал на неё даже интеллектуал позарился, не проходит. Катерина на адюльтер идет вполне осознанно и еще до отъезда мужа все для себя решила. И не Борис ее соблазнил в данном случае, а скорей уж она его. Не было для нее и неожиданностью, что он ее с собой не возьмет, хоть и приперлась с чемоданом. Не очень понятно с какого она призналась в грехе, уж точно не гнева божьего боялась, скорей назло мужу и свекрови. В обшем как ни крути никто не виноват в том что Катя, посмотрим правде в глаза, истеричная блядь с претензией на феминизм.
Финала как уже говорилось два, первый Катерина у школьной доски сдает устное сочинение о самой себе, за партами сидят все остальные герои, в итоге достает мачете и по Тарантиновски всех убивает, потом спохватывается, а ведь не так все было и рисует на доске фигурку у обрыва готовую прыгнуть вниз, но прыжок вниз, на самом деле это полет в вверх к небу. По всему на небе ее не особо ждут, прелюбодеяние и самоубийство два самых страшных греха, с такими не только в рай не пускают, но и хоронят вне освященной земли. Тем не менее несмотря на невнятный посыл, а может наоборот слишком внятный, постановка очень хорошая, без лишнего морализаторства, длинных диалогов и монологов, прекрасные актерские работы, решение пространства в большом зале Манеж ШДИ и великолепные костюмы, вдовьи платья роковой светской львицы Кабанихи шедевральны, от замечательной Марии Бутусовой, пластика Сергея Тонышева, свет Тараса Михалевского, все составляющие для того чтоб уже осточертевшая всем «Гроза» выглядела именно апокрифически в наличии.Итог рекомендовано к просмотру всем, нескучная классика, хорошая работа режиссера и всей команды.
PS Выпускники режиссерского курса Женовача по прежнему радуют, пока есть к чему придраться, но потенциал молодых ребят это видно даже в первых работах огромен, ждем новых постановок во всех театрах обоих столиц.
(иллюстрация предоставлена автором поста). Автор — Станислав Соколов.