Н. В. Гоголь «Мертвые души» режиссер Денис Азаров, сценография Николай Симонов. Театр Виктюка, Предпоказ. Первой премьерой художественного руководителя театра Дениса Азарова был «Пир» по текстам писателей обэриутов, созданный в стилистике театра заложенной его легендарным основателем. И вот вторая работа вечный Гоголь, вечные «Мертвые души», еще одна режиссерская версия в череде бесконечных постановок уже в собственном стиле режиссера. В каком ключе будет разворачиваться спектакль можно догадаться буквально сразу по декорациям Николая Симонова. В верхней части вокзал города NN, похожий и на застекленный надземный переход и на портал в другую реальность. В нижней замусоренный подземный вокзальный переход, над всем этим черное небо с облаками из мешков с мусором. История Гоголя в видении режиссера страшные русские сказки помоечных 90 х годов прошлого века. Российская тоска и безнадега на дне жизни. Алкоголики, проститутки, воины интернационалисты, новые русские, бандиты, бомжи и бичи. Мир мертвых никому уже не нужных душ. В этот мир приходит Павел Иванович Чичиков и скупает эти души, с какой целью спектакль ответа не дает. Чичиков человек без свойств, без лица и человек ли он вообще или общий морок. В финале никто не может припомнить как он выглядит и даже встречались ли они с ним вообще. Текст произведения, как в последнее время часто бывает, не дополнен авторской отсебятиной, вторжение автора и зрителя в мир Гоголя проходит через включенные в постановку, страшные истории о колдунах и ведьмах, заговоры, плачи, языческие ритуалы.
Была Россия дремучей, дремучей она и осталась. В финале ветер перемен не смог сбить с ног и смести Чичикова, он вечный и преодолев преграду скрывается среди черных мусорных туч в небе. Актерские работы как всегда в этом театре впечатляют. Режиссер старался увести актеров подальше от застывшего на года актерского амплуа, в итоге Иван Иванович Иван Иванович гротесковый бисексуальный Манилов, красавец Дмитрий Жойдик грубый страшный Собакевич, Людмила Погорелова Коробочка торгует всем чем можно, и ее дворня готова на любые даже сексуальные услуги, ну и конечно Дмитрий Бозин Дмитрий Бозин Плюшкин, можно опознать только по волшебному голосу и интонации. Уже второй спектакль художественного руководителя и вторая шикарная роль в очередной раз доказавшая, что актер может легко выйти за рамки своего образа сбивающего с ног сексуальностью героя любовника. Павел Иванович Чичиков приглашенный актер Сергей Епишев Serguei Epishev при всей своей яркости и универсальности, смог себя обезличить и сыграть именно человека без свойств. Итог почти классическое прочтение Гоголя, разбавленное музыкальными, танцевальными вставками и пластическими этюдами. Тем кто верит в возрождение Росии, ее возвращению к традиционным ценностям и имеет свое личное мнение, какие именно ценности традиционны и насколько они ценны идти не стоит.
(иллюстрация предоставлена автором поста). Автор — Станислав Соколов.